Получение искры

Охота - В помощь новичку

( 2 Голосов )

Автор: McHunter

Зарница - это, конечно, поэтическая метафора, а вот из искры может возгореться пламя. Да вот как ее получить? Вдруг окажешься, да тем более случайно, «в пустыне» - любом уда­ленном от человеческого жилья месте, где уж наверняка при­дется разводить костер. Для костра одних дров маловато. Ко­нечно, у того, кто не «предал идеалы своей юности», в кармане найдутся спички. Но не помешает вспомнить, как же добывали охотники и путешественники искру или тлеющий уголек в то не совсем и далекое время, когда изобретатели еще только на­чинали ломать головы, придумывая такой дешевый и незаме­нимый ныне предмет, как спички.

Исследователям даже нашего века довелось быть свидете­лями, как добывают огонь племена, стоящие пока на низшей ступени развития. Практически во всех уголках земного шара человек много веков назад приметил, что между трущимися друг о друга кусками сухого дерева появляется дым, а затем дерево начинает тлеть. Древний человек мог видеть это явле­ние в природе. Сабанеев считал, что одной из причин пожаров в накаленных солнцем борах юга Западной Сибири было вос­пламенение деревьев, соприкасаемых и раскачиваемых зной­ным суховеем.

У чукчей до самого последнего времени хранилась специ­альная дощечка из осины или тополя и палочка-сверло, приво­димое в движение маленьким лучком. При вращении под свер­ло клали древесный уголек для увеличения трения и лучшего воспламенения. После появления дыма дощечкой осторожно размахивали, раздувая начавшую тлеть древесину. Таким ста­ринным способом добывали огонь для ритуальных целей. В повседневной жизни, конечно же, использовали спички.

Фарли Моуэт - исследователь природы и коренного насе­ления севера Канады - в пятидесятых годах сам был свидете­лем, как добывали огонь эскимосы, чтобы на крошечном кос­терке вскипятить чай.

«Один из эскимосов возился с маленьким буравом, напо­минавшим лук со стрелой. Уперев стрелу в лежащий на земле кусок дерева, он быстро водил взад и вперед, параллельно зем­ле, луком, тетива которого была дважды обмотана вокруг хво­стовой части стрелы. Потом он извлек бурав из дерева и выт­ряхнул из ямки в нем щепотку тлеющей золы на кучку сухого и хрупкого мха. Нагнувшись, он стал раздувать огонь...»

Дарвин во время своего кругосветного путешествия на корабле «Бигль» наблюдал добычу огня аборигенами острова Таити и Южной Америки.

«Огонь был добыт путем трения: тупой конец палки быст­ро двигали по проделанной в палке канавке, как будто для того, чтобы углубить ее, пока от трения не загорелось раскрошив­шееся дерево. Для этой цели используется только одно особое белое и очень легкое дерево...»

И Альфред Брем видел, как в Судане используют особую древесину для добывания огня трением.

«Палочку из мурджа - древесно-кустарникового растения - быстро вращают в углублении, после чего там появляется тем­ный порошок и начинает тлеть, им поджигают сухую тонкую траву, которой размахивают до появления пламени. Операция занимает не более трех минут...»

Гаучосы в пампасах, по словам Дарвина, употребляют иной способ: «Взяв гибкую трость длиной около 18 дюймов, они упирают один ее конец в грудь, а другой, заостренный, в ямку в кусок дерева и затем быстро вращают ее, ухватив рукой прогнувшуюся часть, как плотник вертит коловорот...»

Как кремневое, более совершенное ружье, быстро пришло на смену фитильному и долгое время являлось основным ви­дом огнестрельного оружия, так кремень и стальное кресало вытеснили трудоемкий и хлопотный способ получения огня трением. Суть работы кресала понятна и современному ребен­ку, хорошо знающему не пьезоэлектрическую, а обычную за­жигалку. А люди старшего поколения, пережившие войну и оккупацию, сами пользовались в тяжелые годы таким приспо­соблением. Только воспламеняли они искрой или целым сно­пом искр не сжиженный газ и даже не пары бензина, а трут, который не надо было привозить из-за тридевяти земель и за который не требовалось отдавать «пуд зерна».

Традиционно лучшим материалом для трута, начинающе­го тлеть от малой недолговечной искры, являлись многолет­ние грибы трутовики. Гриб хорошо проваривали в воде и вы­сушивали. По свидетельству этнографа В. Богораз-Тана, чукчи делали также трут из молодых сережек ивняка, высушенных и смешанных с толченым древесным углем. В крайнем случае в качестве трута могла служить предварительно обожженная тряпка.

В воспоминаниях бывалых людей встречаются описания попыток добыть огонь нетрадиционными методами. Охотни­ки, подмочив спички, в первую очередь вспоминают о ружье и пробуют стрелять холостыми зарядами, вместо пыжа исполь­зуя любой горючий сухой материал. Наверняка воспламенить мох, паклю, бумагу вспыхнувшим порохом не составит труда: ведь недаром запрещено использовать на охоте пыжи из лег­ковоспламеняющихся материалов, чтобы ненароком не под­жечь лес.

Все мальчишки прекрасно знают, что линзой подходяще­го диаметра, собрав изображение солнца в крошечную точку и тем самым сконцентрировав его излучение во много раз, мож­но выжигать узоры на дереве и поджигать бумажки. Вспо­минается очень правдоподобная версия получения огня, опи­санная гениальным писателем фантастом Жюлем Верном. Изобретательные люди, оказавшись без всякого снаряжения на безлюдном «таинственном острове», в качестве линзы исполь­зовали два полукруглых стекла от часов, заполнив полость меж­ду ними водой.

Но, конечно же, основным источником огня и дома, и в поле уже много лет служат привычные спички. Правда, для бродячего люда, к которым относят в первую очередь охот­ников, а затем рыболовов, топографов, геологов, туристов, изготовляют спички необыкновенные - не промокающие и не- гаснущие на любом ветру, так называемые охотничьи. Кажет­ся, основная масса этой категории людей не слишком надеет­ся на чудо-спички и предпочитает им обычные. Главное - сохранить их в любых передрягах сухими. А вымокнуть с ног до головы тем, кто работает под дождем, переправляется через реки, лазает по болотам проще простого. Каждый по-своему бережет спички, иной ограничивается тем, что кладет их в шап­ку, более предосторожный держит запас в водонепроницаемой упаковке.

Теперь, когда кругом полно самого разнообразного плас­тика, герметично запаковать спички не составляет труда. В начале же века знаменитый путешественник В. Арсеньев на собственном опыте убедился, как лучше сохранить спички су­хими, пользуясь самыми простыми материалами, которые все­гда можно найти, даже в лесу.

«Самое важное в походе - уметь предохранить спички от сырости. Сплошь и рядом случается вымокнуть до последней нитки. В таких случаях никакая обертка из кожи или резины не помогает. Во время ненастья спички не загораются даже тог­да, когда они не были подмочены. Самое лучшее средство - укупорить спички в деревянную коробку с хорошо пригнан­ной крышкой. От сырости дерево разбухает и крышка еще плот­ней прижимается к краям коробки. Этот неприкосновенный запас спичек я хранил в своей сумке. Кроме того, на всякий случай мы захватили с собой целлулоид, кремень, огниво, трут и жженую тряпку».

Похоже, огонь можно добыть всегда, и для этого нужна всего лишь искра вдохновения, без которой не сделаешь понастоящему никакую работу.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Наши партнеры: