Манки

Охота - В помощь новичку

( 2 Голосов )

Автор: McHunter

Думаю, одни из самых интересных охот те, которые связа­ны с приманиванием дикого животного звуками. Понятно, что это коварный метод, но зверь может «обвинить» в еще боль­шем коварстве и того охотника, который срывает с плеча ру­жье и стреляет в него при случайной встрече. Здесь же большая доля «вины» лежит и на подманиваемом животном, которое не уловило фальши в звуках чужака.

Кажется, приманить зверя или птицу голосом им подоб­ного или потенциальной жертвы способен лишь человек. Прав­да, не раз писалось, что тигр умеет реветь голосом изюбря во время гона и таким образом подзывает его к себе. Насколько у тигра удается такой способ ловли оленя, сведений мало, но уже его попытка так охотиться говорит о многом.

Разумеется, манить оленя издавна научился человек. Труб­ный рев могучего зверя он передает собственным голосом, а для достижения нужной громкости пользуется разными труба­ми в качестве резонатора, который к тому же придает и осо­бый тон звуку. Самая простая труба делается из полого ствола гигантского борщевика, который срезается еще зеленым и вы­сушивается. Длина трубы 40 - 500 см, а диаметр - чем больше, тем лучше. Пригодны и трубы-резонаторы из природных ма­териалов: бычьего рога, большой раковины с несколькими за­витками. Металлические трубы не годятся: в их звуках чувству­ются «металлические» нотки. Аборигены Дальнего Востока издавна пользуются берестяными трубами. В. Арсеньев оста­вил ее описание.

«Для подзывания изюбра обыкновенно делается берестя­ной рожок, для чего снимается береста лентой, сантиметров десять шириной. Она скручивается спиралью, и таким обра­зом получается труба длиной в 60 - 70 см. Звук получается от втягивания в себя воздуха».

Умельцы в качестве усилителя звука используют даже сло­женные рупором ладони. Кстати, это мгновенно «сооружаемое» устройство применяют и при подвывке волка, и имитации дру­гих голосов животных.

Своеобразный, довольно тихий стон лося, который он из­дает во время гона, трудно изобразить и голосом, и каким-либо «музыкальным» инструментом. Любопытное свидетельство оставил Сабанеев.

«Рев лося подобен звуку, производимому ударом обуха топора об дерево; самка отвечает ему подобным же голосом, но нежнее. На северо-востоке Пермской губернии и в Тобольс­кой вогулы удачно подражают этому звуку обухом топора; самец без всякой осторожности приближается к засаде».

Мне не приходилось больше встречать упоминаний о по­добном приманивании лося. Все другие охотники, которые пробуют имитировать звуки лося, пользуются собственным голосом и каким-нибудь резонатором.

361

Кстати, лось реагирует не только на голос соперника. Его присутствие и подход за «запретную» территорию заметны по треску сучьев, стуку рогов о дерево, чем и пользуются охотни­ки. Изобразить такое уверенное шествие сильного зверя намно­го проще, чем передать его голос.

Многие звери, устраивающие брачные турниры, хорошо представляют, как они проходят - устраивая шум, похожий на драку двоих соперников, можно привлечь «третьих лиц», ко­торые, видимо, надеются под шумок овладеть еще незанятыми самками, которые тоже подтягиваются туда. О таком способе рассказал Ю. Горелов.

«Далеко разносящийся стук рогов привлекает одиночных самцов туркменского дикого барана уриала, которые в ноябре бродят в поисках самок.... Автору, сидящему совершенно от­крыто у дерева фисташки, удавалось подманивать одиночных самцов метров на 30, стуча двумя камнями или даже сапогами друг о друга. Аналогичными методами пользуются монгольс­кие охотники, подманивая во время гона самцов центрально- азиатских горных баранов аргали».

Пожалуй, наиболее распространенными среди охотников манками будут всевозможные «дудочки» на гуся и уток. Неко­торыми из них может пользоваться любой новичок: ни учить­ся, ни дуть в них не требуется, достаточно потянуть за шнурок маленького меха, чтобы извлечь звуки. Кстати, такие устрой­ства не изобретения последних лет. В. Песков описал старин­ный манок на перепела. Такими раньше широко пользовались в южных областях России.

«Подобревший дед сказал, что «байка» его настоящая. Такая сейчас, может, на всю Курскую область одна. Сготов­лена «байка» из бычьего хвоста, на конце - гусиная косточ­ка... Старик подергал за нитку. «Байка отозвалась: «Тор-тюр...»

Многие не признают никаких изделий и очень удачно кри­чат уткой, «жвякают» селезнем, гогочут гуменником или се­рым гусем при помощи по-разному сложенных пальцев од­ной или двух рук. Вот как писал Г. Штак о таких умельцах из окрестностей Петербурга: «Лахтинские охотники - мастера подражать утиному крику. Манок у них самый простой - ку­лак. Подманят утку любой породы, а травников и турухтанов вернут хоть из поднебесья».

Всего чаще такое удается в брачный период. Практически каждое животное в это время неравнодушно к любому прояв­лению активности партнера - стремится к нему. Токующий глухарь, который и славится своей «глухотой» ко всему на све­те, не следит за окружающей обстановкой всего несколько се­кунд, в остальное время он замечает и врагов, и тех, ради кого поет. Даже простое хлопанье крыльев глухарки он восприни­мает как призыв к ухаживанию и поспешает к ней. Охотники пользуются этим. Черкасов сообщал: «Многие здешние про­мышленники, в особенности орочоны, умеют ловко примани­вать к себе самцов, хлопая руками об одежду и подражая гор­ловыми звуками голосу копалухи».

Сметливые охотники, знакомившиеся с природой не по книжкам, не любят брать лишние вещи, в том числе и манки, в свои скитания с ружьем, когда все приходится носить на соб­ственных плечах. Они предпочитают необходимое находить на месте, под рукой, и часто преуспевают в этом, используя для извлечения звуков одежду и обувь. Еще один пример можно привести из книги В. Архангельского «Сердце охотника».

«Дед усмехнулся в бороду, снял рукавицы и, как барабан­щик, звонко застучал широкими ладонями по резиновым голе­нищам. Потом набрал воздуху в легкие, и по всему лесу понес­лось: «Па-парлы-парлы-па-парлы!» А потом: «Чу-фы! Чу-фы!» Да так здорово, словно рядом со мной стоял токовик и изо всех сил пел свою боевую песню».

Понятно, что после хлопанья крыльями бормочет и чуфыкает косач.

К сожалению, в нашей охотничьей литературе очень мало внимания уделяют информации о подманивании диких живот­ных и соответственно о приспособлениях для этого. Пробел восполняет замечательная книжка А. Уварова «На лисицу с манком».

Как известно, лисица, обладающая прекрасным слухом, не пропустит без внимания писк мыши или крик схваченного кем-то зайца. Она удивительно точно запоминает направле­ние и следует к замеченному месту. На этом и основана охо­та, которая, если подходить к ней серьезно, будет очень увле­кательной и добычливой. Нетрудно научиться попискивать ртом и губами, но не на морозе. После длительной ходьбы нужный звук может получиться не сразу - лучше воспользо­ваться простейшим манком. Он представляет собой две плос­кие палочки с небольшой плоской выемкой на каждой. Па­лочки складывают и скрепляют вместе, помещая между ними тонкую резинку, пленку и даже листок бересты, которая начинает издавать свистящий звук, если подуть в образовавшуюся продолговатую прорезь.

364

Сделать манок с голосом попавшего в беду зайца сложнее, да и не всегда нужно. Уваров убедился в этом на собственном опыте.

«Я пришел к заключению, что пищать наподобие мыши выгоднее, чем верещать подстреленным зайцем. На самом деле, ведь не всякой же лисице, особенно из молодых, приходилось ловить зайцев, а мыши и полевки для нее повсеместное люби­мое блюдо и объект увлекательной охоты».

В Западной Европе охота и просто наблюдение за живот­ными с манками хорошо развита. Примером может послужить прекрасная книга немецкого охотника Карла Лемке «Охотни­чьи манки», изданная в Москве в 1988 году. Автор описывает не только традиционные и широко применяемые манки на круп­ных животных, но и довольно подробно рассказывает о мало­известных способах приманивания с помощью разных уст­ройств самых разных зверей и птиц.

Например, он знает, как подозвать косулю, издавая звуки листиком злаковой травы, обработанной соломиной ржи, бу­ковым листом. Не надо думать, что если в лесу не растет крас­ный бук, то нечем его заменить. Было бы желание и терпение, а в лесу всегда найдется материал для простейшего манка. «Кро­ме листьев бука, для этой цели используют также и другие глад­кие, с тонкими жилками листья, не имеющие зазубренных кро­мок, например листья груши, сирени, березы, крушины, а также майника двулистного. Из слишком крупного листа можно вы­резать лист требуемого размера».

Серую куропатку европейские охотники умеют подмани­вать манком, изготовленным из металлического наперстка. Для вяхиря изготовляют специальный манок, «с помощью которо­го можно воспроизводить голоса всех голубей, а также кукуш­ки, неясыти и тетерева».

Детской резиновой игрушкой с пищалкой можно имитиро­вать «цыканье» вальдшнепа, подзывая птицу, летящую в сторо­не от охотника. Даже вредных птиц, уничтожать которых не так просто, можно подозвать на расстояние выстрела с помощью манков. Сороку автор подзывает детской пластиковой погремуш­кой, которую «обтянул замшей и снабдил рукояткой для удоб­ства пользования». Известен и способ передать сорочье трещанье, «потряхивая наполненный на одну треть спичками спичеч­ный коробок». Правда, коробок нужен старинный, сделанный из тонкого древесного шпона, а не современный - картонный.

Наверное, человек с хорошим музыкальным слухом при желании изобразит просто ртом или каким-либо устройством голос любого животного. Только ему придется долго наблю­дать за ним и изучить, какие звуки привлекают его, а какие, наоборот, отпугивают.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Наши партнеры: