Главная Охота Статьи про охоту Рождение и смерть традиций
Автор: McHunter
В наше время, время торжества демократии, свободы, космополитизма, стирания границ и предрассудков немало говорится и делается для сохранении исторических, национальных и других традиций. Наших охотников очень часто упрекают в отсутствии каких-то ритуалов, которыми якобы должна начинаться и кончаться всякая охота. Постоянно приводятся в пример охотничьи традиции старой Европы, с их музыкальными сигналами, торжественными построениями, клятвами, присягами и прочими атрибутами, обычно свойственными воинским церемониям. Понятно, что охотники во многом похожи на военных, в первую очередь железной дисциплиной, которая необходима, когда собирается в одном месте много вооруженных людей. Отсюда непременные построения, как в старой прусской армии, позволяющие избавляться от синдрома толпы; музыкальные сигналы, позволяющие управлять всеми сразу; церемонии, сдерживающие «первобытные инстинкты» вырвавшихся из дома людей.
Порой некоторые пытаются, за неимением своих, перенимать чужие традиции. Как и все навязанное, что сверху, что снизу, подобное практически никогда не приживается, да и не может прижиться в наш свободный динамичный век, когда на глазах одного поколения мир меняется буквально на глазах. Оставаясь на какой-то достаточно устойчивой платформе, современные традиции дробятся, принимают сугубо индивидуальный облик в сложившихся небольших группах, где и рождаются их новые варианты. Ведь как бывает: собрались несколько старых друзей, вспомнили, «а как там поживает милая сова», и нахлынули воспоминания после такого незамысловатого пароля, и все знают, как вести себя дальше. А для непосвященных - сплошная скука.
Традиции, как и все другое, должны рождаться, жить и умирать свободно. Никакое насилие не родит их, не заставит жить. Если же они появятся на свет здоровыми и перспективными, то и глобальные тиранические усилия не погубят их. Но и самые прекрасные из них нельзя «усыновлять» просто так, без любви.
Как-то я получил упрек, что дорогую охотничью брошь ношу неправильно - на груди охотничьего жилета, в то время как положено носить ее по-европейски - на охотничьем головном уборе. Пришлось объяснить, что не все нам подходит. Ведь чопорный немец за весь день охоты разве что приподнимет шляпу, делая реверанс коллеге. Наш же охотник, выражая свои эмоции, может свой «чепчик» и в воздух бросать и ударять им оземь. После такого обращения вряд ли уцелеет на ней отличительный знак. А если серьезно, то не каждому ведь нравится демонстрировать какие-то дорогие для него атрибуты каждому встречному, гораздо приятнее, когда в узком кругу друзья полюбуются брошью и спросят о ее происхождении.
Традиции могут быть оригинальными или подражательными, но всегда своими - живыми, интересными, понятными, радостными, а то и горестными, если для этого случится
повод.
Как пример спонтанно рожденного и, возможно, преждевременно умершего современного и вместе с тем языческого охотничьего ритуала, можно привести описание скромного празднества по поводу удачной охоты на гусей, которое устроили четверо охотников в глухой барабинской степи в далекие 20-е годы прошлого столетия. Надо отметить, что участниками действа были известные люди, например писатели Ефим Пермитин и Валериан Правдухин. Последний и оставил навсегда память об этом рядовом, но многозначительном событии с элементами далекого язычества.
«Начинается обряд пластования первого гуся. Его с почетом обносят на ружьях вокруг костра, и Петрович с наслаждением, священнодействуя, начинает его потрошить... Басов лихо откалывает плясовую на гребне, Ефимий, увешанный гусями, скачет вдохновенно вокруг костра. Пляшет он так же жадно, как охотится».
Казалось бы, ничего не произошло. Ну, повеселились, выплеснули эмоции здоровые, потрудившиеся и познавшие радость удачи мужики, устроили примитивное театральное зрелище сами для себя самих - и все. Ан нет, его запечатлел художник слова в нескольких строках, и далекий потомок, прочитав, роняет"" слезу светлой зависти... Почему я там не был?..
А разве не хотелось бы нам посмотреть, как плясала Наташа Ростова, развеселившаяся после утомительного, но такого увлекательного дня в полях верхом на коне. И на ее дядюшку, который пел «свою любимую охотницкую песню: «Как со вечера пороша выпала хороша...»
Все это происходило тоже после удачной охоты. Рождалась в первозданном виде, но не родилась традиция. Но разве не слышим мы ее отголоски, когда после рюмки на крови один из охотников берет баян, а остальные - кто пляшет, кто подпевает вслед мелодии, кто просто умиленно смотрит на происходящее...
Смотришь и понимаешь, что традиция не прививка от дифтерита, - ее никто не привьет, не только медсестричка со шприцем, но и серьезный дядя, наделенный многими полномочиями. Ее может породить только группа друзей, единомышленников, не скованных никакими условными рамками, кроме общепринятой морали. Кстати, нормальные традиции этим ограничены всегда и везде.
В духе нашего времени хочется пожелать, чтобы почаще рождались добрые новые традиции, жили долго и умирали в назначенный срок. Как ничего не бывает вечного, так и они смертны. Ведь, как бы ни хотелось, уже не возродишь все эти красивые кафтаны доезжачих и ловчих, торжественные верховые выезды и прочее. Да они и не нужны нескольким друзьям, выбравшимся за зайчиком. По правде сказать, у всех их есть свои традиционные ритуалы, зачастую очень простые, но радующие душу.